Архив https://spravka-region.ru/arhiv Всего записей: 136 1) 4A Engine 4A Engine — игровой движок, разработанный украинской компанией 4A Games для использования в своей компьютерной игре «Metro 2033», изданной THQ 16 марта 2010 года. 4A Engine является внутренним движком компании и не предлагается для лицензирования. Движок использует API DirectX версий 9, 10, 11 и 12, OpenGL версий 3.2 и 4, а также технологии компании Nvidia: физический движок PhysX, Nvidia 3D Vision, Nvidia HairWorks и технологию трассировки лучей в реальном времени Nvidia RTX. -------------------------------------------------------------- 2) 8XR 8XR — бесплатный браузерный игровой движок для создания 3D-игр с использованием HTML и паттерна Entity component system. В движок включены инструмент создания графики и визуальный скриптовый язык. -------------------------------------------------------------- 3) Amazon Lumberyard Amazon Lumberyard — бесплатный кросс-платформенный игровой движок класса AAA, разработанный компанией Amazon. Lumberyard основан на архитектуре движка CryEngine, который был лицензирован у компании Crytek в 2015 году. Движок имеет интеграцию с веб-сервисами Amazon, что позволяет разработчикам создавать или размещать свои игры на серверах Amazon, а также осуществлять потоковое видео вещание через Twitch. Исходный код доступен для конечных пользователей, но существуют ограничения на использование: запрещена публикация исходного кода движка или его использование для выпуска своего собственного игрового движка. Lumberyard запущен 9 февраля 2016 наряду с GameLift — управляемым сервисом для развертывания и хостинга многопользовательских игр с оплатой комиссии, позволяющий разработчикам легко разрабатывать игры, привлекающие «большие и активные фанатские сообщества». Программное обеспечение в настоящее время находится в стадии бета-тестирования и может быть использовано для создания игр для Windows, Xbox One и PlayStation 4. Одной из первых игр на движке Lumberyard станет Star Citizen. -------------------------------------------------------------- 4) Asura (игровой движок) Asura — игровой движок, разработанный компанией Rebellion Developments изначально для внутреннего использования, однако в 2011 году открытый для лицензирования. Asura используется во всех играх производства Rebellion, начиная с 2003 года. Движок постоянно совершенствуется и изменяет целевые платформы. Asura — один из первых движков, начавших использовать API DirectX 11. -------------------------------------------------------------- 5) AtmosFear AtmosFear — игровой движок, разработанный украинской компанией Action Forms для использования в собственных проектах. После того, как движок был применен в Carnivores, компьютерной игре 1998 года, был переписан и постоянно дорабатывался и улучшался для соответствия современным требованиям. Последняя версия движка — AtmosFear 2.0 была использована в игре «Анабиоз: Сон разума» 2008 года. -------------------------------------------------------------- 6) Aurora Engine Aurora Engine — игровой движок, разработанный канадской компанией BioWare и впервые использованный в компьютерной ролевой игре Neverwinter Nights, выход которой состоялся 18 июня 2002 года. -------------------------------------------------------------- 7) BlitzTech BlitzTech — игровой движок, разработанный и поддерживаемый великобританской компанией Blitz Games Studios; используется в собственных разработках компании, предлагается для лицензирования сторонним студиям. -------------------------------------------------------------- 8) BRender BRender — игровой движок с поддержкой трёхмерной полигональной графики, разработанный компанией Argonaut Software. Движок использовался в собственных продуктах компании и лицензировался сторонними разработчиками. -------------------------------------------------------------- 9) Chrome Engine Chrome Engine — серия игровых движков, разрабатываемых и поддерживаемых польской компанией Techland. Существует семь поколений игрового движка, начиная с седьмой версии он именуется C-Engine. -------------------------------------------------------------- 10) ClanLib ClanLib — набор кроссплатформенных библиотек для создания игр. Включает множество низкоуровневых функций для работы с графикой и звуком. Реализованы на языке C++. В настоящее время поддерживаются Microsoft Windows, Linux и macOS. -------------------------------------------------------------- 11) Clausewitz Engine Clausewitz Engine — игровой движок Paradox Development Studio, используемый с 2007 года. Назван в честь прусского генерал-майора и военного теоретика Карла фон Клаузевица. -------------------------------------------------------------- 12) CloakNT CloakNT — игровой движок, разработанный словацкой компанией Cauldron HQ и впервые примененный в трёхмерном шутере от первого лица «Chaser: Вспомнить всё» 2003 года выпуска. -------------------------------------------------------------- 13) Coldstone Game Engine Coldstone Game Engine — игровой движок, разработанный компаниями Beenox Studios и Ambrosia Software для платформы Macintosh. Хотя само программное обеспечение запускается исключительно под Macintosh, компилятор поддерживает создание игр как под Mac OS 9 и Mac OS X, так и под платформу Microsoft Windows. Игровой движок создан прежде всего для работы с играми в жанре RPG или квеста. В продаже также была специальная версия Coldstone, выпущенная на компакт-дисках под лицензией «royalty-free». В таком случае, каждый купленный на диске движок разрешалось использовать только в одной игре, но игра может быть выпущена на коммерческих основаниях без отчислений авторам движка. -------------------------------------------------------------- 14) CPAL3D CPAL3D — игровой движок, разработанный чешской компанией Centauri Production. Используется преимущественно для создания компьютерных игр в жанре «квест», но на его основе выходили и гоночные игры, шутеры, RPG и казуальные проекты. Помимо того, что на данном движке построено большинство собственных игр Centauri Production, он доступен для лицензирования сторонним компаниям. -------------------------------------------------------------- 15) Creation Engine Creation Engine — игровой движок, разработанный американской компанией Bethesda Game Studios для использования в собственных проектах. Первая компьютерная игра, построенная с использованием этого движка — The Elder Scrolls V: Skyrim 2011 года. -------------------------------------------------------------- 16) CryEngine CryEngine — игровой движок, созданный немецкой частной компанией Crytek в 2002 году и первоначально используемый в шутере от первого лица Far Cry. «CryEngine» — коммерческий движок, который предлагается для лицензирования другим компаниям. С 30 марта 2006 года все права на движок принадлежат компании Ubisoft. -------------------------------------------------------------- 17) CryEngine (4-го поколения) CryEngine — игровой движок, разрабатываемый компанией Crytek. В отличие от предыдущих движков компании, новый CryEngine не будет идентифицироваться номерами версий. Причина такого изменения, по словам компании, в том, что со времени релиза CryEngine 3, движок претерпел значительные изменения и более не является тем же самым движком, а постоянные обновления и улучшения будут поддерживать его на высоком уровне конкурентоспособности. -------------------------------------------------------------- 18) CryEngine 2 CryEngine 2 — игровой движок, созданный немецкой компанией Crytek и впервые использованный в трёхмерном шутере от первого лица Crysis. CryEngine 2 базируется на движке CryEngine, созданном этой же компанией в 2002 году и впервые примененном в шутере Far Cry. Движок «CryEngine 2» является эксклюзивом для PC. Движок является полностью коммерческим и предлагается для лицензирования другим компаниям. CryEngine 2 — один из немногих для своего времени игровых движков, который использовал преимущества 64-разрядных (64-битных) операционных систем. -------------------------------------------------------------- 19) CryEngine 3 CryEngine 3 — игровой движок, разработанный немецкой компанией с ограниченной ответственностью Crytek и являющийся преемником движка CryEngine 2. CryEngine 3 изначально является кроссплатформенным движком — он изначально ориентирован на IBM PC-совместимые компьютеры и игровые консоли Microsoft Xbox 360 и Sony PlayStation 3, а также на их последующие версии. Кроме того, движок ориентирован на разработку массовых многопользовательских онлайновых игр. Движок CryEngine 3 является полностью коммерческим, но есть и Free SDK версия. -------------------------------------------------------------- 20) CryEngine V CryEngine V — игровой движок пятого поколения, разрабатываемый компанией Crytek. Официально анонсирован 22 марта 2016 года. Основные нововведения — DirectX 12, Vulkan API, поддержка виртуальной реальности и поддержка написания скриптов на C#. -------------------------------------------------------------- 21) Crystal Space Crystal Space 3D — открытый кроссплатформенный, портативный игровой 3D движок, написанный на C++. Работает с большинством графических 3D карт. Поддержка OpenGL, дополнительных возможностей, таких как шейдеры и системы освещения, физика, 3D звуки, наложение анимации, позволяет добавлять динамическое освещение и т. д. Предусмотрен скриптинг. -------------------------------------------------------------- 22) Crystal Tools Crystal Tools — игровой движок, разработанный компанией Square Enix для внутреннего использования. Первоначальное название движка — «White Engine» — было изменено на текущее в ходе разработки Final Fantasy XIII и Final Fantasy XV. Изначально «Crystal Tools» был ориентирован на игровую приставку PlayStation 2, однако потом он был переориентирован на PlayStation 3. Тэцуя Номура, известный сотрудник Square Enix, сообщил, что «переход с PS2 на PS3 намного тяжелее, чем с PS1 на PS2; намного больше барьеров, которые надо преодолеть». -------------------------------------------------------------- 23) Dagor Engine Dagor Engine — игровой движок с открытым исходным кодом, разработанный компанией Gaijin Entertainment. Dagor разрабатывается с 2002 года и постоянно совершенствуется. Поддерживаются PC, Xbox, Xbox 360, PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X/S. По состоянию на 2020 год последней является шестая версия движка. «Dagor» используется в преимущественном большинстве игр компании Gaijin Entertainment. -------------------------------------------------------------- 24) Dark Engine Dark Engine — игровой движок, разработанный и использованный компанией Looking Glass Studios для игр Thief: The Dark Project (1998), Thief II: The Metal Age (2000) и совместных с Irrational Games проектов System Shock 2 (1999) и Deep Cover. -------------------------------------------------------------- 25) DarkBASIC DarkBASIC — специализированный язык программирования, созданный компанией The Game Creators специально для создания трёхмерных и двумерных игр. Структура языка заимствована из BASIC, также язык похож на AMOS, использовавшийся на Amiga. -------------------------------------------------------------- 26) DarkPlaces DarkPlaces — игровой движок, разработанный программистом Эшли «LadyHavoc» Хейл и являющийся форком известнейшего игрового движка Quake engine. Распространяется согласно свободной лицензии GNU GPL. -------------------------------------------------------------- 27) Decima Decima — проприетарный игровой движок, разработанный Guerrilla Games и выпущенный в ноябре 2013 года. Первоначально движок был создан для внутренних проектов PlayStation 4, но позже на нём были созданы игры для Microsoft Windows, macOS, iOS, iPadOS, PlayStation 5 и Xbox Series X/S. -------------------------------------------------------------- 28) Diesel (движок) Diesel engine — коммерческий игровой движок, разработанный и используемый шведской компанией — разработчиком компьютерных игр GRIN. -------------------------------------------------------------- 29) Doom engine Doom engine, также известный как id Tech 1 — псевдотрёхмерный игровой движок, разработанный американской компанией id Software и применяемый в компьютерных играх Doom, Heretic, HeXen, Strife, HacX и других играх, созданных по лицензии. Создан Джоном Кармаком, вспомогательные функции были написаны Майклом Абрашем, Джоном Ромеро, Дэйвом Тэйлором и Полом Райдеком. Первоначально написан на компьютерах NeXT, затем, для первого релиза Doom был портирован под DOS, а позднее ещё на несколько игровых консолей и операционных систем. -------------------------------------------------------------- 30) Dunia Engine Dunia Engine — игровой движок, разработанный компанией Ubisoft Montreal для своих внутренних проектов и впервые примененный в шутере от первого лица Far Cry 2. -------------------------------------------------------------- 31) EA Graphics Library EA Graphics Library (EAGL) (рус. Графическая библиотека Electronic Arts) — игровой движок, разработанный для внутреннего использования американской компанией Electronic Arts. Данный игровой движок, подвергаясь постоянным доработкам и усовершенствованиям, используется филиалами EA в таких проектах, как серия автомобильных симуляторов Need for Speed, сериях спортивных симуляторов FIFA, NBA, NHL и других играх. -------------------------------------------------------------- 32) Eclipse Engine Eclipse Engine — игровой движок, разработанный компанией BioWare специально для внутреннего использования. -------------------------------------------------------------- 33) EGO (движок) EGO — игровой движок, модифицированная версия движка Neon, использованного в игре Colin McRae: DiRT, разработанной компаниями Codemasters и Sony Computer Entertainment с использованием кросс-платформенного графического движка PhyreEngine от Sony. Движок ориентирован на аппаратно-программные платформы ПК (Windows), Xbox 360 и PlayStation 3. -------------------------------------------------------------- 34) Electron Engine Electron Engine — игровой движок, разработанный компанией Obsidian Entertainment специально для внутреннего использования. На этой технологии базируется компьютерная ролевая игра Neverwinter Nights 2 и все вышедшие к ней официальные дополнения. -------------------------------------------------------------- 35) Enigma engine Enigma engine — игровой движок, первоначально разработанный русской компанией Nival Interactive для использования в компьютерной стратегической игре «Блицкриг», которая вышла в 2003 году. Игра сопровождалась встроенными редактором карт и редактором ресурсов и довольно подробными описаниями в файлах справки к этим редакторам. Это позволяло, при наличии достаточного терпения, собирать новые уровни в виде дополнительных или альтернативных миссий, глав и даже кампаний. Успех проекта подтверждает тот факт, что некоторые из дополнений тиражировались на компакт-дисках, в России и за рубежом, как в первоначальном виде, так и в виде самостоятельных дополнений и игр. -------------------------------------------------------------- 36) Fox Engine Fox Engine — кросс-платформенный игровой движок, разработанный Kojima Productions для использования в своих проектах. Считается, что этот движок предназначен для восьмого поколения игровых консолей. Движок был анонсирован Konami 3 июня 2011 года. Создание движка началось после завершения работы над Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. -------------------------------------------------------------- 37) Freescape Freescape — один из первых 3D игровых движков, использовавшийся при создании таких игр, как Driller. -------------------------------------------------------------- 38) Frostbite Frostbite — игровой движок, разработанный компанией EA Digital Illusions CE; применяется как в собственных разработках, так и проектах других филиалов Electronic Arts (EA). Первой игрой, созданной с использованием этого движка стала Battlefield: Bad Company 2008 года. Движок был разработан для замены технически устаревшей технологии Refractor Engine, которая использовалась в предыдущих играх фирмы. -------------------------------------------------------------- 39) Game Maker Game Maker — конструктор игр. Написан на Delphi. Доступен для Windows, 7-я версия программы также существовала в версии для Mac. Ведущий разработчик — Марк Овермарс. -------------------------------------------------------------- 40) Gamebryo GameBryo Element — игровой движок, созданный компанией Numerical Design Limited (NDL), который стал преемником движка NetImmerse. До того, как NDL поглотила компания Emergent Game Technologies, движок назывался просто GameBryo. -------------------------------------------------------------- 41) GameMaker GameMaker — один из самых популярных игровых движков, позволяющий разрабатывать приложения под множество платформ. GameMaker является серьёзным развитием его предшественника — Game Maker и главным отличием является добавление кроссплатформенности, благодаря которой, а также другим существенным доработкам, GameMaker стал мощным инструментом для профессиональной разработки. Создатель и главный разработчик первых шести версий оригинального конструктора Game Maker — Марк Овермарс, последующие версии, включая GameMaker, разрабатываются компанией YoYo Games. -------------------------------------------------------------- 42) GameSalad GameSalad — специальное приложение, разработанное компанией Gendai Games для создания простых игр для iPhone и iPod Touch, iPad, Windows и Android. Приложение основано на принципе Drag-and-drop специально для людей, не знающих программирование. Приложение имеет полностью интуитивный, понятный, визуальный интерфейс. Приложение запускается на Mac OS X с помощью данного приложения возможно создание игр. Благодаря простоте использования, приложением могут пользоваться, как профессиональные игровые дизайнеры, так и простые люди. -------------------------------------------------------------- 43) GemRB GemRB — это созданная с нуля свободная реализация игрового движка Infinity Engine, использующегося в ряде компьютерных ролевых игр. По сравнению с оригинальным движком реализована поддержка широких экранов, мультитача и векторных шрифтов. Также улучшена работа с мышью и клавиатурой, расширена поддержка национальных текстовых кодировок. -------------------------------------------------------------- 44) Genie Engine Genie Engine — это компьютерный игровой движок, разработанный Ensemble Studios и использовавшийся в ряде популярных компьютерных игр, таких как Age of Empires, Age of Empires II и её дополнение Age of Empires II: The Conquerors, Star Wars: Galactic Battlegrounds. Некоторые из этих игр были портированы на Apple Mac. В других играх Ensemble Studios он не использовался. -------------------------------------------------------------- 45) Geo Mod Geo Mod — игровой движок, разработанный американской студией Volition, Inc. в 2001 году и используемый в разработанных ею компьютерных играх «Red Faction» и «Red Faction II». Отличительной особенностью «Geo Mod» являются его широкие возможности по разрушению окружающей среды и деформации ландшафта. Название движка происходит от слов «Geometry Modification Technology». «Geo Mod» является проприетарным программным продуктом, разработанными Volition для внутренних целей и потому не лицензируется. «Geo Mod» является кроссплатформенным программным обеспечением и поддерживает IBM PC-совместимые компьютеры под управлением Microsoft Windows и Mac OS, а также игровые консоли Xbox, PlayStation 2 и Nintendo GameCube. -------------------------------------------------------------- 46) Geo Mod 2 Geo Mod 2 — игровой движок, разработанный американской студией Volition, Inc. в 2009 году и используемый в разработанных ею компьютерных играх «Red Faction: Guerrilla» и «Red Faction: Armageddon». «Geo Mod 2» является преемником игрового движка «Geo-Mod» 2001 года, также разработки Volition, и его отличительной особенностью являются широкие возможности по разрушению игрового окружения. Название движка происходит от слов «Geometry Modification Technology». «Geo Mod 2», как и его предшественник, являются проприетарными программными продуктами, разработанными Volition для внутренних целей и потому не лицензируемые. «Geo Mod 2» является кроссплатформенным программным обеспечением и поддерживает IBM PC-совместимые компьютеры под управлением операционный систем семейства Microsoft Windows и игровые консоли Xbox 360 и PlayStation 3. -------------------------------------------------------------- 47) Geo-Mod (серия игровых движков) Geo-Mod — серия игровых движков, разработанных компанией Volition, Inc. специально для применения в собственных разработках. По состоянию на 2011 год вышло две версии этого движка — Geo Mod и Geo Mod 2. -------------------------------------------------------------- 48) Glacier engine Glacier Engine — игровой движок, разработанный датской компанией IO Interactive для использования в собственных проектах. Существует два поколения данной технологии. -------------------------------------------------------------- 49) Godot Godot Engine — открытый кроссплатформенный двухмерный и трёхмерный игровой движок под лицензией MIT, который разрабатывается сообществом Godot Engine Community. До публичного релиза в виде открытого ПО движок использовался внутри некоторых компаний Латинской Америки. Среда разработки запускается на Android, HTML5, Linux, macOS, Windows, BSD и Haiku и может экспортировать игровые проекты на ПК, консоли, мобильные и веб-платформы. -------------------------------------------------------------- 50) Gold Box Gold Box — название серии компьютерных ролевых игр, созданных компанией SSI в 1987—1993 годах. Она выиграла лицензию на производство игр на основе системы настольных ролевых игр Advanced Dungeons & Dragons, созданной TSR, Inc. Эти игры созданы на одном движке, который позже стал известен как «Gold Box Engine». Такое название возникло оттого, что большинство игр серии продавались в коробках золотого цвета. -------------------------------------------------------------- 51) GoldSrc GoldSrc, или GoldSource — игровой движок, разработанный компанией Valve и впервые использованный в компьютерной игре 1998 года Half-Life. -------------------------------------------------------------- 52) Havok Vision Engine Havok Vision Engine — игровой движок, подпрограммное (middleware) обеспечение, разработанное компанией Trinigy. По состоянию на 2010 год технология была лицензирована для использования в более, чем ста компьютерных играх различных жанров. Создано несколько версий движка; последняя — Vision Engine 8. В августе 2011 года движок и компания-разработчик была приобретена компанией Havok, в связи с чем технология сменила первоначальное название. -------------------------------------------------------------- 53) HPL Engine HPL Engine — игровой движок, разработанный компанией Frictional Games специально для использования в собственных проектах. Характерной частью движка является органично интегрированный физический движок Newton Game Dynamics. 14 мая 2010 года первая версия выпущена под свободной лицензией GNU GPL. Название движка происходит от инициалов Говарда Филлипса Лавкрафта. -------------------------------------------------------------- 54) HydroEngine HydroEngine — игровой движок, разработанный компанией Blade Interactive и предназначенный для использования в компьютерной игре Hydrophobia, которая вышла 29 сентября 2010 года для Xbox 360 и позже должна выйти для PC и PlayStation 3. Уникальной особенностью движка является технология моделирования объёмов жидкости в реальном времени. -------------------------------------------------------------- 55) Id Tech 2 id Tech 2 — игровой движок, разработанный преимущественно Джоном Кармаком, главным программистом компании id Software в 1997 году. Несмотря на то, что движок разрабатывался в первую очередь для игры Quake II, позднее он был лицензирован множеству других разработчиков. -------------------------------------------------------------- 56) Id Tech 3 id Tech 3 — игровой движок, разработанный компанией id Software. -------------------------------------------------------------- 57) Id Tech 4 id Tech 4 — игровой движок, разработанный американской компанией id Software. На его основе были разработаны игры Doom 3, Quake 4, Prey, Enemy Territory: Quake Wars, Wolfenstein, Brink. Движок был создан Джоном Кармаком, который ранее занимался аналогичной работой по созданию движков для игр серий Doom и Quake. Выход id Tech 4 был заметным событием в истории компьютерных игр, так как на своё время выхода он был одним из самых технологичных и инновационных игровых движков. Движок был выпущен как полностью коммерческий продукт, доступный для лицензирования сторонним компаниям, однако после выхода id Tech 5, id Tech 4 перелицензирован как свободное ПО. Движок «id Tech 4» использует OpenGL в качестве графического интерфейса программирования приложений. -------------------------------------------------------------- 58) Id Tech 5 id Tech 5 — игровой движок, разработанный и поддерживаемый компанией id Software; является пятым движком серии id Tech, кроссплатформенным ПО, предназначенным для использования на персональных компьютерах и игровых консолях PlayStation 3 и Xbox 360. -------------------------------------------------------------- 59) Id Tech 6 id Tech 6 — игровой движок серии id Tech, разработан американской компанией id Software и стал преемником id Tech 5. Во время разработки имел кодовое имя id tech 666. На движке выпущены игры DOOM и Wolfenstein II: The New Colossus. Основными разработчиками движка являются Джон Кармак, Джон Олик и пришедший из Crytek в 2014 году Тьяго Соуза. -------------------------------------------------------------- 60) Id Tech 7 id Tech 7 — многоплатформенный проприетарный игровой движок, разработанный id Software. Как часть серии игровых движков id Tech, он является преемником id Tech 6. Программное обеспечение было впервые продемонстрировано на QuakeCon 2018 как часть объявления id Software о Doom Eternal. -------------------------------------------------------------- 61) Ignite (игровой движок) Ignite — игровой движок, созданный компанией Electronic Arts и предназначенный для того, чтобы сделать игровой спорт «живым». Технология была анонсирована на выставке Microsoft Xbox One в мае 2013 года для трёх спортивных игр EA Sports на Xbox One и PlayStation 4: FIFA 14, Madden NFL 25 и NBA Live 14. -------------------------------------------------------------- 62) Illusion Engine Illusion Engine — игровой движок, разработанный компанией 2K Czech для внутреннего использования. Был впервые применен в собственной игре компании — Mafia II, вышедшей в 2010 году. -------------------------------------------------------------- 63) Infernal Engine Infernal Engine — игровой движок, разработанный и поддерживаемый американской компанией Terminal Reality. Первой игрой на базе данной технологии стал экшн BloodRayne, выпущенный в 2002 году для персонального компьютера и игровых консолей. Позднее Infernal Engine был задействован в целом ряде игр как собственного производства компании Terminal Reality, так и сторонних студий. -------------------------------------------------------------- 64) INSTEAD INSTEAD — программа-интерпретатор для простых текстографических приключенческих игр. Представляет собой платформу для игр, являющихся смесью визуальной новеллы и текстового квеста. -------------------------------------------------------------- 65) Ion Storm Ion Storm Inc. — бывшая компания по разработке компьютерных игр из Техаса, основанная Джоном Ромеро, Томом Холлом, Бобом Райтом и Майклом Уилсоном под слоганом «Дизайн — это закон!». Самая успешная игра компании — Deus Ex. -------------------------------------------------------------- 66) Iron Engine Iron Engine — игровой движок, разработанный канадской компанией Ironclad Games и впервые использованный в космической стретегии Sins of a Solar Empire, вышедшей на ПК в 2008 году. -------------------------------------------------------------- 67) IW Engine IW Engine — игровой движок, созданный американской компанией Infinity Ward для использования в собственных разработках; также используется издательской компанией Activision. Технология применялась в серии игр Call of Duty и вошла в список лучших движков по мнению сайта IGN. В разных играх серии Call of Duty движок модифицировался студиями Treyarch и Sledgehammer Games. -------------------------------------------------------------- 68) Jade engine Jade — игровой движок, разработанный для внутреннего использования компанией Ubisoft и впервые использованный в приключенческой игре Beyond Good & Evil. -------------------------------------------------------------- 69) Jedi (движок) Jedi Engine — игровой движок, разработанный компанией LucasArts. Использовался в двух играх студии: Star Wars: Dark Forces и Outlaws. -------------------------------------------------------------- 70) JMonkeyEngine jMonkeyEngine (jME) — игровой движок, предназначенный для создания современных трёхмерных приложений, активно использующих шейдеры. jMonkeyEngine написана исключительно на языке программирования Java и использует по умолчанию LWJGL для рендеринга. Полностью поддерживаются версии OpenGL со второй по четвёртую. -------------------------------------------------------------- 71) LEAD engine LEAD engine — игровой движок, разработанный для внутреннего использования компанией Ubisoft. Первым продуктом на основе данного движка стала компьютерная игра Tom Clancy`s Splinter Cell: Conviction, созданная канадским подразделением основной компании, Ubisoft Montreal, и вышедшая 13 апреля 2010 года. -------------------------------------------------------------- 72) LithTech LithTech (Lithtech) — серия игровых движков, разработанных и поддерживаемых американской компанией Touchdown Entertainment, которая является дочерним предприятием Monolith Productions. По состоянию на 2017 год было выпущено 11 различных игровых движков семейства Lithtech. -------------------------------------------------------------- 73) LS3D engine LS3D engine — игровой движок, разработанный чешской компанией Illusion Softworks для использования в собственных разработках. Будучи впервые задействованной в компьютерной игре Mafia: The City of Lost Heaven, вышедшей в 2002 году, технология успешно применялась в последующих проектах на протяжении нескольких лет. -------------------------------------------------------------- 74) Luminous Engine Luminous Engine (яп. ルミナス Руминасу) — игровой движок, разработанный японской компанией Square Enix для внутреннего использования. Движок создавался как кроссплатформенный — совместимый с Microsoft Windows и игровыми консолями восьмого поколения. Анонсированный в 2010 году Luminous Engine заменил собой предыдущие внутренние движки студии, в том числе Crystal Tools — ко временам разработки игры Final Fantasy XIII-2 тот успел устареть, и компания опасалась, что его дальнейшее использование затруднит ожидаемый переход к восьмому поколению игровых систем. Новый движок должен был существенно повысить эффективность и скорость разработки компьютерных игр разных жанров. -------------------------------------------------------------- 75) M.U.G.E.N M.U.G.E.N — бесплатный графический 2D-движок виртуальных сражений и компьютерная игра, разработанная компанией Elecbyte. Написан на языке программирования Си, с использованием библиотек Allegro. Бета-версия MUGEN работает под управлением DOS, GNU/Linux и Microsoft Windows. Дата выпуска 17 июля 1999 года. Движок позволяет игрокам создавать своих персонажей, уровни и другие игровые объекты при помощи интерпретируемых игрой текстовых файлов, графики и звуков. Для создания музыкального оформления имеется поддержка звуковых форматов: MP3, ADX, Ogg Vorbis и MIDI. -------------------------------------------------------------- 76) MaxFX MaxFX — игровой движок, разработанный финской компанией Remedy Entertainment. Известен по использованию в компьютерных играх Max Payne и Max Payne 2: The Fall of Max Payne. Существует две версии движка; вторая именуется MaxFX 2. -------------------------------------------------------------- 77) MT Framework MT Framework — эксклюзивный игровой движок, созданный для «всех игр Capcom следующего поколения» на PlayStation 3 и Xbox 360, в том числе Dead Rising, Lost Planet: Extreme Condition, Devil May Cry 4 и Resident Evil 6. MT можно расшифровать как «многозадачная», «метаинструментальная» и «многоцелевая», но на самом деле эта аббревиатура расшифровывается как Megaman Trigger. Сначала предполагалось пользоваться сторонним движком, но ни один из них не соответствовал требованиям Capcom к производительности и гибкости. Кэйдзи Инафунэ упомянул в интервью 1UP, что ведущий программист разработал MT Framework специально для Dead Rising, Lost Planet: Extreme Condition и Mega Man Legends 3, которые Инафунэ надеялся разрабатывать в течение нескольких лет. MT Framework 2.0, который был впервые представлен в Lost Planet 2, обеспечивает лучшие визуальные эффекты по сравнению с предшественником. -------------------------------------------------------------- 78) Nebula Device Nebula Device — игровой движок, разработанный немецкой компанией Radon Labs и впервые использованный в компьютерной игре 2002 года Project Nomads. Nebula Device является свободным программным продуктом и распространяется на условии лицензии MIT. -------------------------------------------------------------- 79) Northlight (игровой движок) Northlight — игровой движок, разработанный финской компанией Remedy Entertainment специально для внутреннего использования. -------------------------------------------------------------- 80) NScripter NScripter — игровой движок для создания визуальных новелл. Написан Наоки Такахаси. Название состоит из первой буквы имени автора движка — «N», и слова «Scripter», обозначающего, что NScripter как наследник движка Scripter3 авторства Такахаси Атару (яп. Takahashi Ataru) частично унаследовал его синтаксис. -------------------------------------------------------------- 81) Odyssey Engine Odyssey Engine — игровой движок, разработанный компанией BioWare специально для использования в собственных проектах, играх по вселенной «Звёздных войн» в жанре ролевой игры. -------------------------------------------------------------- 82) OGRE OGRE — графический игровой движок с открытым исходным кодом, написанный на C++. Автором OGRE является Стив Стриитинг. -------------------------------------------------------------- 83) OpenXcom OpenXcom — открытая реализация движка игры UFO: Enemy Unknown, лицензированный GPL и написанный на C++ с использованием библиотеки SDL с открытым исходным кодом для Linux, Mac OS X, Windows и других операционных систем с исправленными ошибками и возможностью моддинга. -------------------------------------------------------------- 84) Panda3D Panda3D — игровой движок, включающий графику, звук, ввод-вывод, обнаружение столкновений и другие функции, относящиеся к созданию 3D игр. -------------------------------------------------------------- 85) Phoenix VR Phoenix VR — игровой движок, сочетающий в себе также программное обеспечение для создания 360° панорамных сцен на основе фотоснимков. Движок разработан французской компанией 4X Technologies S.A, которая была официально закрыта в 2003 году. В качестве игрового движка, технология нашла применение преимущественно в играх жанра «квест», и была использована в таких играх, как AmerZone: The Explorer’s Legacy, Sherlock Holmes: Mystery of the Mummy и многих других. -------------------------------------------------------------- 86) Prism3D Prism3D — игровой движок, разработанный чешской компанией SCS Software. -------------------------------------------------------------- 87) Ptero-Engine Ptero-Engine — игровой движок, разработанный для внутреннего использования чешской компанией Pterodon и примененный в ряде собственных разработок. Всего было выпущено три версии движка. Наиболее известной игрой, использующей Ptero-Engine, является Vietcong. -------------------------------------------------------------- 88) QDEngine QDEngine — игровой движок, конструктор игр, разработанный российской компанией К-Д Лаб. Использовался как во внутренних играх студии, так и в сторонних проектах. -------------------------------------------------------------- 89) QFusion QFusion — свободный игровой движок, созданный на основе id Tech 2, исходные коды которого id Software выпустила в 2001 году. Использование и модификация движка возможна в соответствии с GNU General Public License. Инициатором разработки стал Виктор Лучиц. Проект написан на языке C (Си), его можно использовать как на Windows-платформах, так и на UNIX‐подобных. Так же движок позволяет загружать графику из Quake III и поддерживает скелетную анимацию. В более поздних версиях Qfusion превзошёл возможности id Tech 3, и стал поддерживать попиксельное освещение, мягкие тени и другие современные технологии. -------------------------------------------------------------- 90) Quake engine Quake engine — игровой движок, разработанный в 1996 году американской компанией id Software для использования в шутере от первого лица Quake. Quake engine стал одним из первых движков, способным обрабатывать в реальном времени полностью трехмерную графику. Наработки движка были применены компанией при разработке игровых движков следующего поколения — id Tech 2 и id Tech 3, которые были созданы для игр Quake II и Quake III Arena соответственно. -------------------------------------------------------------- 91) Racer free car simulator Racer  — кроссплатформенный бесплатный симулятор автомобильных гонок с закрытым исходным кодом. Издается в виде игрового движка, который содержит тестовую трассу, автомобиль и несколько утилит для редактирования. Существует документация на все файловые форматы игры. Симулятор использует драйверы OpenGL для рендеринга объектов. Существует возможность игры против компьютерного соперника или против человека по сети. К симулятору создано огромное количество дополнений в виде машин и трасс, в основном переделанных из других игр. Также использовался в полноценном симуляторе Hexatech при демонстрации возможностей устройства. -------------------------------------------------------------- 92) RAGE (игровой движок) RAGE — игровой движок, разработанный студиями Rockstar San Diego и Rockstar North, которые являются подразделениями американской компании Rockstar Games. RAGE создан для внутреннего использования филиалами Rockstar Games и не предназначен для лицензирования сторонними компаниями. Впервые RAGE использовался в компьютерной игре Rockstar Games presents Table Tennis, которая вышла 23 мая 2006 года. В дальнейшем движок использовался в игре Grand Theft Auto IV и всех её продолжениях, а также в других играх производства Rockstar Games. RAGE поддерживает IBM PC-совместимые компьютеры и игровые консоли: Xbox 360, Xbox One, Xbox Series X/S, PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation 5, Wii и Nintendo Switch. -------------------------------------------------------------- 93) RE Engine RE Engine — игровой движок, разработанный компанией Capcom для разработки проектов внутренними студиями и подразделениями. Первой игрой на данном движке стала Resident Evil 7: Biohazard, вышедшая в 2017 году. -------------------------------------------------------------- 94) Real Virtuality Real Virtuality — игровой движок, разработанный чешской компанией Bohemia Interactive Studio. -------------------------------------------------------------- 95) Reality Engine Reality Engine — игровой движок, разработанный американской компанией Artificial Studios для лицензирования другим компаниям. Движок был одним из первых движков, активно использующих физический движок Ageia PhysX и поддерживал физический процессор Ageia PhysX PPU. Благодаря этому он использовался в нескольких техно-демо-играх, призванных демонстрировать технологии компании Ageia. 11 мая 2005 года движок был полностью продан компании Epic Games и с этого момента перестал развиваться и лицензироваться. -------------------------------------------------------------- 96) REDengine REDengine — игровой движок, разработанный компанией CD Projekt RED. Он был разработан исключительно для нелинейных компьютерных ролевых игр компании. -------------------------------------------------------------- 97) Refractor Engine Refractor Engine — игровой движок, созданный стокгольмской студией Refraction Games, и впервые использованный в собственной игре Codename Eagle, вышедшей в ноябре 1999 года. Позднее компания была приобретена Digital Illusions CE и Electronic Arts, с целью совместной разработки новой версии движка — Refractor 2 Engine, для известной серии игр Battlefield. -------------------------------------------------------------- 98) RenderWare RenderWare — игровой движок, разработанный британской компанией Criterion Games. -------------------------------------------------------------- 99) Retribution Engine Retribution Engine — игровой движок с открытым исходным кодом, разработанный группой разработчиков APGSoftware и предназначенный, в первую очередь, для использования в играх от первого лица. Первая игра, которая использовала Retribution — Corridors of Power, была создана авторами движка под вдохновением Doom и Quake. Игра вышла в свет в 1999 году, как тестовая версия, которая включала в себя несколько уровней. Выход окончательной версии игры состоялся в августе 2003 года. За этой игрой последовало ещё несколько проектов, уже разработанных другими авторами, а в движок вводились новые функции. -------------------------------------------------------------- 100) Retro Engine Retro Engine, также известен как Retro Software Development Kit — мультиплатформенный игровой движок, разработанный австралийским программистом Кристианом Уайтхедом, игры которой выполнены в стиле классических игр, применяемый только для олдскульных игр серии «Sonic the Hedgehog» от Sega. -------------------------------------------------------------- 101) Riot Engine Riot Engine — игровой движок, разработанный американской компанией Surreal Software в конце 1990-х. -------------------------------------------------------------- 102) Roblox Studio Roblox Studio — кроссплатформенный игровой движок от Roblox Corporation, позволяющий создавать и опубликовывать собственные игры на Roblox; по состоянию на 30 июня 2022 года более 12 млн пользователей Roblox создали минимум один опыт на Roblox Studio. Идея его создания Дэвиду Базуки пришла от Interactive Physics. -------------------------------------------------------------- 103) ROMU ROMU, также упоминающийся как Bugbear Game Engine — игровой движок, разработанный финской компанией Bugbear Entertainment и применяющийся в собственных играх гоночной направленности. -------------------------------------------------------------- 104) Saber3D Saber3D — игровой движок, разрабатываемый и поддерживаемый Санкт-Петербургским отделением компании Saber Interactive. Впервые использовался в PC-эксклюзивной игре Will Rock 2003 года выхода. В 2007 году на новой версии движка, которая, кроме ПК, поддерживала Xbox 360 и PlayStation 3, вышел шутер TimeShift. -------------------------------------------------------------- 105) SCUMM SCUMM — скриптовый язык, разработанный сотрудниками компании LucasArts для упрощения разработки новой графической приключенческой игры компании — Maniac Mansion. -------------------------------------------------------------- 106) SCX engine SCX engine — игровой движок, разработанный для внутреннего использования компанией Ubisoft. Первой игрой на его базе стал стелс-экшен Tom Clancy`s Splinter Cell: Chaos Theory 2005 года. -------------------------------------------------------------- 107) Serious Engine Serious Engine — игровой движок, разработанный хорватской компанией Croteam и впервые использованный в игре Serious Sam 2001 года выпуска. -------------------------------------------------------------- 108) Serious Engine 2 Serious Engine 2 — игровой движок, разработанный хорватской компанией Croteam для компьютерной игры Serious Sam 2. -------------------------------------------------------------- 109) Serious Engine 3 Serious Engine 3 — игровой движок, разработанный хорватской компанией Croteam. -------------------------------------------------------------- 110) Serious Engine 4 Serious Engine 4 — игровой движок, разработанный хорватской компанией Croteam. -------------------------------------------------------------- 111) Shark 3D Shark 3D — игровой движок, разработанный немецкой компанией Spinor GmbH. Движок относится к типу подпрограммного (middleware) обеспечения, представляя собой комплекс различных наработок, таких как графический движок, физический движок, звуковой движок, тесно объединённых между собой. -------------------------------------------------------------- 112) Sith (движок) Sith engine — игровой движок, разработанный LucasArts. Игра Jedi Knight: Dark Forces II базируется на этом движке, а её дополнение, Star Wars Jedi Knight: Mysteries of the Sith, использует слегка обновлённую версию этого движка. -------------------------------------------------------------- 113) Snowdrop (игровой движок) Snowdrop — игровой движок, созданный студией Massive Entertainment, дочерней компанией издателя Ubisoft. «Snowdrop» является коммерческим проприетарным кроссплатформенным игровым движком, разработанным для использования на PC (Windows) и на игровых консолях PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X/S, Nintendo Switch. Впервые использован в игре Tom Clancy`s The Division. -------------------------------------------------------------- 114) Solar2D Solar2D — бесплатный фреймворк с открытым исходным кодом для создания игр и приложений, разработанный компанией Corona Labs Inc. Solar2D позволяет создавать мобильные 2D-приложения для различных платформ без необходимости вносить изменения в код под каждую платформу. Заявлена поддержка таких платформ, как Android, iOS, Kindle, macOS, Windows, Linux. Предусмотрена сборка веб-приложений (HTML5). -------------------------------------------------------------- 115) Source Source — игровой движок, разработанный компанией Valve Corporation для собственного использования и лицензирования другими разработчиками. Получил наибольшую известность благодаря использованию в Half-Life 2 (2004). В дальнейшем применялся в других играх серии Half-Life, серии Counter-Strike, а также в Portal и Portal 2, Team Fortress 2, Dota 2, Titanfall и Titanfall 2, Apex Legends, Dear Esther и многих других. -------------------------------------------------------------- 116) Source 2 Source 2 — игровой движок, разработанный американской компанией Valve. -------------------------------------------------------------- 117) Storm Engine Storm Engine — игровой движок, разрабатывавшийся с января 2000 года компанией Акелла для серии игр Корсары. Первая игра на этом движке — Корсары: Проклятие дальних морей. -------------------------------------------------------------- 118) Telltale Tool Telltale Engine — игровой движок, созданный компанией Telltale Games, с поддержкой кроссплатформенности. -------------------------------------------------------------- 119) TheEngine TheEngine — игровой движок, разработанный компанией Skyfallen Entertainment. Использовался, как и во внутренних играх студии, так и в сторонних проектах. -------------------------------------------------------------- 120) Treyarch NGL Treyarch NGL — игровой движок, разработанный для внутреннего использования американской компанией Treyarch. -------------------------------------------------------------- 121) Truevision3d Truevision3D — коммерческий 3D движок. Впервые создан Сильвеном Дюпоном в 1999 году. -------------------------------------------------------------- 122) Ubisoft Anvil Ubisoft Anvil — игровой движок, созданный студией Ubisoft Montreal, дочерней компанией издателя Ubisoft. «Anvil» является коммерческим проприетарным кроссплатформенным игровым движком, разработанным для использования на персональном компьютере под управлением Microsoft Windows, macOS и на игровых консолях PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation 5, PlayStation Vita, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series X/S, Wii U, Nintendo Switch. Впервые использован в игре Assassin’s Creed. -------------------------------------------------------------- 123) Unigine Unigine — многоплатформенный 3D-движок, разработанный одноимённой компанией UNIGINE. Движок используется для создания игр, систем виртуальной реальности, программ интерактивной визуализации, различных трёхмерных имитаторов. Также на основе Unigine создана серия популярных кроссплатформенных тестов производительности видеокарт: Sanctuary, Tropics, Heaven, Valley, Superposition. -------------------------------------------------------------- 124) Unity (игровой движок) Unity — кроссплатформенная среда разработки компьютерных игр, разработанная американской компанией Unity Technologies. Unity позволяет создавать приложения, работающие на более чем 25 различных платформах, включающих персональные компьютеры, игровые консоли, мобильные устройства, интернет-приложения и другие. Выпуск Unity состоялся в 2005 году и с того времени идёт постоянное развитие. -------------------------------------------------------------- 125) Unreal Engine Unreal Engine — игровой движок, разрабатываемый и поддерживаемый компанией Epic Games. Первой игрой на этом движке был шутер от первого лица Unreal, выпущенный в 1998 году. Хотя движок первоначально был предназначен для разработки шутеров от первого лица, его последующие версии успешно применялись в играх самых различных жанров, в том числе стелс-играх, файтингах, массовых многопользовательских ролевых онлайн-играх и многих других. -------------------------------------------------------------- 126) Vengeance Engine Vengeance Engine — игровой движок, разработанный американской компанией Irrational Games и основанный на Unreal Engine 2.5. -------------------------------------------------------------- 127) Vicarious Visions Alchemy Vicarious Visions Alchemy — игровой движок, разработанный компанией Intrinsic Graphics и позднее приобретенный Vicarious Visions для использования в собственных разработках. Движок неоднократно подвергался усовершенствованиям. Поддерживается ПК под управлением Microsoft Windows или Linux, Mac, а также игровые игровые консоли Xbox, Xbox 360, Xbox One, PlayStation 2, PlayStation 3, PlayStation 4, GameBoy Advance, GameCube, Wii, Nintendo DS, Nintendo Switch и PSP. -------------------------------------------------------------- 128) Vicious Engine Vicious Engine — игровой движок, связующее программное обеспечение, сочетающее в себе функциональность графического движка, звукового движка, физического движка и сетевой код. Разработан американской компанией Vicious Cycle Software. -------------------------------------------------------------- 129) Visceral Engine Visceral Engine — игровой движок, разработанный студией Visceral Games для внутреннего использования. Студия Visceral Games, являющаяся подразделением Electronic Arts, использует Visceral Engine во всех своих играх начиная с 2005 года. Visceral Engine известен прежде всего своим использованием в играх серии Dead Space; также он использовался в двух играх из серии «Крёстный отец». -------------------------------------------------------------- 130) Warscape Warscape — игровой движок, разработанный британской компанией The Creative Assembly для внутреннего использования в своих играх серии Total War. Warscape предназначен для использования только на персональных компьютерах под управлением Microsoft Windows. Первая игра, которая использовала Warscape, — Empire: Total War, пятая игра серии Total War, — была выпущена 3 марта 2009 года. -------------------------------------------------------------- 131) Wintermute Engine Wintermute Engine — программная среда для создания компьютерных игр в жанре квест. Включает в себя весь необходимый инструментарий разработчика, а также средства запуска готовых игр вне среды создания. -------------------------------------------------------------- 132) Wolfenstein 3D engine Wolfenstein 3D engine — псевдотрёхмерный игровой движок, разработанный для игры Wolfenstein 3D, вышедшей 5 мая 1992 года. Движок разрабатывался преимущественно Джоном Кармаком, главным программистом компании id Software. -------------------------------------------------------------- 133) X-Ray (игровой движок) X-Ray — игровой движок, созданный украинскими разработчиками компьютерных игр GSC Game World для игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля. -------------------------------------------------------------- 134) XnGine XnGine — игровой движок, разработанный Bethesda Softworks и являющийся одним из движков с полноценной 3D-графикой. В 1997 году была добавлена поддержка высоких разрешений, а в 1998 году он сделан совместимым с графическими картами 3dfx. -------------------------------------------------------------- 135) YETI engine YETI engine — игровой движок, разработанный для внутреннего использования компанией Ubisoft. -------------------------------------------------------------- 136) Zillions of Games Zillions of Games — коммерческая универсальная игровая программа, разработанная Джеффом Маллетом и Марком Лефлером в 1998. Спроектирована в основном для поддержки настольных абстрактных стратегических игр и головоломок. --------------------------------------------------------------