Сериализм — это музыкальный жанр, относящийся к модернизму, который появился в начале XX века. Он характеризуется использованием серии музыкальных нот, или «тонального ряда», который затем различными способами преобразуется для создания структурированной и сложной композиции. В рамках сериализма могут применяться различные манипуляции с тональным рядом: его можно переворачивать, воспроизводить в обратном порядке, изменять ритм и темп, что позволяет создавать уникальные музыкальные структуры.
Эта техника часто связана с атональностью — отказом от традиционной тональной гармонии, основанной на мажорных и минорных ладах. Вместо того чтобы ориентироваться на привычные музыкальные тональности, композиторы-сериалисты строят свои произведения на основе строго определённых последовательностей звуков, что придаёт музыке особый характер и часто делает её восприятие более сложным для неподготовленного слушателя.
Сериализм использовался многими композиторами, в том числе представителями Второй венской школы (среди которых — Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Антон Веберн) и Дармштадтской школы. Эти творческие объединения сыграли значительную роль в развитии сериализма и других авангардных музыкальных направлений.
Влияние сериализма распространилось и на другие области музыки. Он оказал значительное воздействие на развитие электронной и компьютерной музыки, где принципы работы с сериями звуков и алгоритмическим построением композиций нашли новое применение. В электронной музыке сериалистские техники помогли создать новые звуковые формы и расширить границы музыкального выражения, а компьютерные технологии позволили автоматизировать и усложнить процесс генерации музыкальных серий и их преобразований.
Название на английском языке: serialism